Система работы по организации методического сопровождения педагогов и управленцев в процессе составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов на муниципальном уровне.

Название практики: "Система работы по организации методического сопровождения педагогов и управленцев в процессе составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов на муниципальном уровне"
Тип практики: Управленческая
Ключевые слова: Индивидуальный образовательный маршрут, педагогические работники, сопровождение, профессиональное развитие, модель научно-методического сопровождения, методическое.
Навроцкая Оксана Богдановна, начальник отдела реализации образовательной политики МКУ "Управление образования Мотыгинского района"
Навроцкая Оксана Богдановна
Описание и характеристика практики:
  • дошкольное образование
  • начальное общее образование
  • основное общее образование
  • среднее общее образование
  • учителя-предметники
  • воспитатели
  • методисты
  • администрация

Практика обеспечивает создание условий на территории муниципалитета, способствующих осознанному включению педагогов и управленческих команд образовательных организаций в систему непрерывного профессионального роста через разработку и реализацию ИОМ, как одной из форм работы в рамках реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», необходимо обеспечить достижение регионом и муниципалитетом показателя "Доля педагогических работников образовательных организаций муниципалитета, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты".

В условиях реализации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, возникла необходимость формирования на уровне муниципалитета обновленной системы методического сопровождения процесса непрерывного повышения профессионального мастерства и развитие педагогических работников и управленческих кадров Мотыгинского района.

Проанализировав ситуацию по реализации данного направления на территории Мотыгинского района, было выявлено ряд ключевых проблем:

- низкая осведомленность педагогических работников о тех ресурсах и возможностях, которые несет в себе индивидуальный образовательный маршрут. Данный инструмент (ИОМ) воспринимается как еще один элемент дополнительной бюрократической нагрузки;

- у педагогов и управленческих кадров нет четкого понимания содержания и этапов организации деятельности по систематизации работы с ИОМ на уровне региона, муниципалитета, общеобразовательной организации;

- низкая мотивация педагогов на организацию работы по выстраиванию системы самообразования и поиска способов профессионального роста, отсутствие целенаправленной траектории развития в профессиональном плане и, как следствие, формализованный подход к составлению ИОМ.

-управленческая команда образовательных организаций так же воспринимает данную работу как дополнительный, ненужный, инструмент. Не обладает достаточной компетентностью для включения в методическую систему образовательного учреждения ИОМ педагога.

Цель: Обеспечение функционирования муниципальной системы непрерывного профессионального развития педагогов включающей разработку и реализацию ИОМ как формы научно-методического сопровождения педагогических работников.

Задачи:

1. Разработать локально-нормативные документы, регламентирующие организацию деятельности по сопровождению разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов на уровне муниципалитета.

2. Обеспечить выполнение показателя "Доля педагогических работников образовательных организаций муниципалитета, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты" в рамках Соглашения о взаимодействии министерства образования Красноярского края с органами местного самоуправления Красноярского края по реализации мероприятий региональных проектов Красноярского края «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», на территории Мотыгинского района Красноярского края.

3. Организовать проведение образовательных мероприятий для управленческих команд образовательных организаций, педагогов, направленных на освещение всех этапов разработки и реализации ИОМ, разъяснение правовых аспектов реализации данного вида деятельности.

4. Создать условия для методической поддержки управленческих команд (руководителей, завучей, старших воспитателей, методистов) образовательных организаций (ОО и ДОУ) при работе с педагогами по разработке и реализации ИОМ.

5. Организовать работу по контролю качества разработанных ИОМ педагогов и управленческих кадров (завучей, старших воспитателей, заместителей по УВР) и представленных для размещения в системе "Эра-Скоп".

Разработка локальных актов на уровне муниципалитета способствует организации системной работы, позволяющей четко определить этапы как организационного так и методического сопровождения педагогов и управленцев при разработке и реализации ИОМ.

При организации методических событий, команда муниципалитета первоначально сделал акцент на обучении управленческих команд образовательных организаций которые должны были организовать работу в своих ОО как это и было рекомендовано региональной командой. В условиях нашего муниципалитета данная деятельность не была эффективной, поэтому мы дополнили методическую работу проведением обучающих и методических мероприятий с коллективами образовательных организаций.

Отличительной особенностью практики является то, что в нашем муниципалитете педагог получает усиленное сопровождение при разработке и реализации ИОМ: со стороны куратора в образовательной организации и со стороны специалиста управления образования. Каждый ИОМ, на момент разработки, проходит структурный и содержательный двухэтапный анализ. Это позволяет помочь педагогу определить и реализовать наиболее эффективные формы работы, способствующие реализации образовательных задач ИОМ, обеспечивает процесс персонализации и индивидуализации поддержки профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.

1. Выстраивание системы работы в соответствии с "Порядком организации работы по составлению и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций Мотыгинского района". Работа контролируется назначенным координатором, что позволяет отслеживать все этапы организации работы на уровне муниципалитета и оперативно реагировать на изменения.

2. В ходе реализации данной деятельности, наиболее успешным оказался подход по организации семинаров - практикумов с коллективами образовательных организаций, в ходе которых они не только смогли определить суть организации работы по разработке и реализации ИОМ, а и попрактиковаться в анализе ИОМ, соотнести дефициты, производственные задачи, образовательные задачи и формы предъявления результатов. Используется метод оргдиалога, способствующего переходу от пассивного слушателя, к активному взаимодействию.

Сам ИОМ служит так же диагностическим инструментом. В процессе разработки вскрываются такие дефициты как: не умение выявлять и формулировать свои затруднения, дефициты, производственные задачи. Не понимание сути выстраивания образовательной траектории, связи между образовательной задачей и формой предъявления результата. Анализ содержания позволяет выявить ошибки, характерные для большинства педагогов и скорректировать их через проведение групповых и индивидуальных консультаций.

3. Информационные технологии способствуют организации мероприятий в онлайн - формате, ставших актуальными при невозможности проведения очных мероприятий, необходимости проведения оперативных консультаций, актуальны для организации информационной поддержки через разработку и наполнение раздела сайта "Индивидуальный образовательный маршрут педагога"

1.Сложившаяся эффективная система методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров через разработку и реализацию ИОМ на территории Мотыгинского района, имеющая под собой локально-нормативную и методическую базу.
2. К 2024 году 90% педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций Мотыгинского района будут иметь разработанный ИОМ и осуществлять деятельность по его реализации и не менее 40 % педагогов разместят свои ИОМ в системе "Эра-скоп"

3. Организованная система консультаций и практических занятий для управленческих команд и педагогов по вопросам разработки и реализации ИОМ.

4. Повышение качества разработанных ИОМ, их структурного и содержательного компонента.

5. Возможность расширять тематику и содержание методической работы на уровне образовательных организаций и муниципалитета за счет учета тематики ИОМ педагогов и форм предъявления результатов, заявленных педагогами.

6. Создание на официальном сайте раздела "Индивидуальный образовательный маршрут", содержащего правовую, методическую информацию, ссылки на актуальные образовательные ресурсы.

1. Мониторинг достижения показателя: "Доля педагогических работников образовательных организаций муниципалитета, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты" входит в показатели Соглашения о взаимодействии министерства образования Красноярского края с органами местного самоуправления Красноярского края по реализации мероприятий региональных проектов Красноярского края «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», на территории Мотыгинского района Красноярского края.

2. Мониторинг достижения показателя образовательными организациями определенного Приказом 213-П от 30.12.21. "Об утверждении реализации региональных проектов Красноярского края "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на территории Мотыгинского района"

3. Анализ содержания разработанных ИОМ педагогов и управленцев с использованием Формата экспертной оценки ИОМ педагогов.

4. Анализ разработанной нормативно - правовой базы муниципалитета (документов) на соответствие нормативно - правовым актам региона и Федерации.

1. Низкая мотивация управленческих и педагогических кадров, формальное отношение к разработке ИОМов, безынициативность.

2. Низкая эффективность при организации работы в онлайн формате, лучший эффект при проведении семинаров - практикумов для педагогических коллективов в очном формате.

Разработать нормативные документы, позволяющие определить этапы организации работы, сроки, ответственных за достижение результатов (показателей).

При организации работы особое внимание обращать на организацию практической деятельности управленческих команд и педагогов в процессе разработки, реализации ИОМ и методического сопровождения данной работы.Проводить взаимную экспертизу ИОМ.

На уровне муниципалитета проводить мероприятия не только с управленческими командами, а непосредственно с педагогическими коллективами образовательных организаций.

Рассматривать разделы ИОМ "формы работы/взаимодействия по реализации образовательных задач" как ресурсную карту для организации разработки ИОМ по идентичным (сходным) дефицитам.