«Живые стены» в дошкольном образовательном учреждении как одна из форм реализации воспитательного и развивающего потенциала предметно-развивающей среды.

Название практики: «Живые стены» в дошкольном образовательном учреждении как одна из форм реализации воспитательного и развивающего потенциала предметно-развивающей среды.

Тип практики: Педагогическая практика

Ключевые слова: уклад детского сада, система работы, управление качеством образования, развитие,приоритет, сотрудничество, пространство, воспитание
Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его)  практику

Сарычева Лариса Геннадьевна-заместитель заведующей по УМР МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

рабочий телефон: 8(391-41)31-146
е-почта: Sarycheva.Larisa2013@yandex.ru

Ф.И.О. авторов/реализаторов практики: 

Кучерявых К.А.-старший воспитатель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

Топина Ю.В.- воспитатель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

Виноградова И.А.- воспитатель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

Руденко М.М.- музыкальный руководитель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

Наши "живые" стены сайт МБДОУ "Умка"

Описание и характеристика практики:

«Уклад – это обустройство человеческой реальности, жизненного пространство человека, человеческих общностей. Это мир человека, а не реестр его функций».

Сформировавшийся уклад устанавливает основные правила жизни и взаимоотношений в образовательном учреждении, базовые и индивидуальные ценности, способы организации взаимодействия в различных объединениях – профессиональной, профессионально-родительской, детско-взрослой, сверстнической. Укладом дошкольной организации определяется пространственная, образовательная и воспитывающая среда.

Основными характеристиками воспитательной среды, способствующей развитию детей дошкольного возраста, являются ее насыщенность и структурированность, предполагающая интеграцию «от взрослого», «от совместности ребенка и взрослого», «от ребенка».

Общепринятая технология «Говорящие стены» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы. В нашем детском саду мы трансформировали идею «Говорящих стен» в «Живые стены», так как пространство группы, коридоров, фойе, музыкального и физкультурного залов постоянно, практически ежедневно трансформируется и «живет» вместе с детьми, откликаясь на их интересы, запросы, инициативу. Выставки работ, которые дети устраивают сами, прикрепляя туда не только те работы, которые были выполнены в ходе реализации НОД и при реализации работы над проектами, но и работы, которые были выполнены в свободной игровой и творческой деятельности. При этом дети учатся уважительно относиться к чужим рисункам, подделкам, размещают свои так, чтобы не загораживать другие, действуют осторожно, чтобы не уронить.

«Живые стены» помогают оперативно получить отклик от родителей при проведении опросов, касающихся оценки качества образования, предоставления услуг по присмотру и уходу. «Живые стены» несут информационную, развивающую нагрузку и помогают получить оперативную обратную связь.

Постоянно обновляющийся блок «наши достижения», где воспитанники прикрепляют полученные ими скан – копии дипломов, грамот, сертификатов, поощрительные значки, побуждают родителей поддерживать своих детей к участию в конкурсах рисунков, проектах, акциях различной направленности.«Живые стены» помогают выстраивать среду для организации ненавязчивого обучения, сохраняя свободу выбора и содержания своих занятий для каждого ребенка, создают условия для поддержки инициативности, самостоятельности, креативности и эффективной коммуникации в процессе различных видов деятельности.

Уровень образования, на котором может быть  реализована практика:
дошкольное образование

Практика направлена на работу со следующей группой участников образовательных отношений:

  • воспитанники
  • родители
  • воспитатели
  • узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.)

Масштаб изменений

уровень образовательной организации

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Процесс преобразования содержания образования не может быть оторван от той среды, в которой он должен воплощаться. Среда, окружающая ребенка должна вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Важно помнить, что развивающая предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Так же предметно развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях должна обладать важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с особенностями в развитии. Среда должна быть информативной, обладать возможностью формирования обратной связи, нести воспитательный и развивающий эффект, быть доступной и интересной для всех участников образовательных отношений.

Цель: Создание многофункционального, интерактивного развивающего пространства в дошкольном учреждении, обеспечивающего включенность каждого ребенка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования приема «Живые стены».

Задачи:

- Организовать гибкое и трансформируемое пространство, способствующее оказанию поддержки уникальности каждого ребенка, и решающего задачи по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей, с учетом его потребностей, возможностей здоровья, интересов и инициатив.

- Создать условия для реализации детской инициативности, организации свободной игровой деятельности, сенсорного и познавательного развития, совершенствования мелкой и крупной моторики, презентации продуктов экспериментальной и проектной деятельности.

- Организовать педагогическое просвещение родителей (законных представителей) и информирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, презентация детских успехов, а так – же привлечение к участию в опросах, анкетировании, оценке деятельности дошкольного учреждения через создание интерактивных стендов.      

Основная идея/суть/базовый принцип  практики

Среда должна побуждать детей к игре, формировать воображение, становиться материальной основой мыслительного процесса, стимулировать детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности. Помимо этого, окружающая среда должна развивать у воспитанников чувство прекрасного, воспитывать и развивать. Среда должна быть информативной для всех участников образовательного процесса, демонстрировать каждому, кто приходит в образовательное учреждение традиции учреждения, ключевые подходы к организации взаимодействия участников образовательного процесса, особенности уклада дошкольной образовательной организации. "Живые стены" создаются, трансформируются, изменяются. Они фиксируют процессы, происходящие в детском саду, в группе, в специально-организованных образовательных пространствах. Заостряют внимание, привлекают, направляют, организуют, комментируют, сопровождают, фиксируют и преобразуют (информацию, результаты, пространство, деятельность). При этом преобразование пространства детьми проходит при соблюдении определенных правил (уважение к чужому мнению и труду, умению договариваться, оказывать посильную помощь, и.т.д).

Родители (законные предствители) охотнее откликаются на просьбы включиться в какие - либо проекты, акции, конкурсы, если это происходит в виде какого - либо интерактивного опроса, если они видят, что все достижения фиксируются и дети с радостью демонстрируют их своим сверсникам. Выставки работ детей, совместных работ родителей и детей украшают стены коридоров. Фоторгафии детей, выпускников, мероприятий размещены на стенах и лестничных пролетах. Постоянно изменяющаяся среда образовательной организации привлекает позитивное внимание родителей.Что, в свою очередь формирует положительный имидж образовательной организации у населения.

Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики

Выставки, игровые технологии (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; роль), наблюдение, использование художественной литературы, экспериментирование, использование ИКТ технологий, сотрудничество, словесный, наглядный и практические методы, творческие проекты, моделирование.

При организации непосредственной образовательной деятельности педагоги при помощи «Живых стен» знакомят детей с темой, размещают наглядный материал, пособия. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Происходит вся работа в игровой деятельности, где ребята ищут самостоятельно выход из сложившейся ситуации, а педагог наблюдает и направляет, создает проблемные и поисковые ситуации.

При работе со стеной педагог может делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, репродукции, фрагменты карт – в зависимости от темы занятия.

Дидактические панели используются как выставки детских работ, которые регулярно сменяются, трансформируются самими детьми. Они могут дополнять и заменять свои рисунки, кроме дидактической панели для выставки рисунков и аппликаций используются различные «растяжки», размещаемые в групповых комнатах, коридорах, приемных. Панель дидактическая

Подведение итогов занятия и проведение голосования, используя при этом также дидактическую панель «Шашки» (Голосование) или обыкновенные обои (Голосование).

Создание «Живых стен» детьми. (Стены самостоятельно создают дети). Педагог не руководит ребенком, а уважает его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдает, а не вмешивается. Не навязывает темп выполнения, не предлагает способов решения, не оценивает шаги к его выполнению, не подталкивает к правильному решению, не предлагает его в случае затруднения. «Живые стены» активизируют режим образовательного маршрута, который ребёнок выбирает и реализует самостоятельно.

В работе с «живыми стенами» педагоги применяют наглядные, словесные, проблемно – поисковые методы, помогают изучать материал. Стимулируют коммуникативную и мыслительную активность, побуждают детей высказывать предположения, гипотезы, идеи.

В группах размещаются различные панели, где дети могут формировать правила группы, определять сигнальными карточками виды деятельности, оценивать своё самочувствие и настроение. Оценивать результативность своей деятельности.

На первом этаже мы разместили бизиборды, преследуя одну цель: «Развитие и активизация общения и взаимодействия родителя и ребенка». Сначала эксперимент наш не давал никаких результатов, родители в спешке проходили мимо, дергая своего ребенка за руку. Потом мы наблюдали очереди около бизибордов, родителям было необходимо, чтобы ребенок поиграл и объяснил правила им. Впоследствии возле бизиборда, изображающего Бегемота мы стали размещать различные информационные карточки об этом животном, размещать распечатанные листки – раскраски, которые дети могли взять домой.

В промещении раздевалок разместились уголки: "Возьми домой!" где размещаются различные задания: загадки, ребусы, раскраски, кросворды и.т.д. для детей Кроме того здесь удобно размещать буклеты, памятки и консультационные материалы для родителей. Их тоже можно взять домой.

Изготовлены "живые" фетровые стены. ПДД Они мобильны, перемещаются в пространстве дошкольного учреждения.

Пространство коридоров и служит выставочным залом для творческих работ наших выпускников. Галерея выпускников, родителей наших воспитанников Выставка родителей

Для представления фотоотчета по темам недели, месяца и размещения объявлений имеется телевизор, на нем запускаются видеофильмы с сюжетами мероприятий, фотографии детей, фотосюжеты. Коридор второго этажа оформлен выставкой творческих работ детей и родителей, которая обновляется практически ежемесячно.Выставка

Фотогалереи: «Вот как мы живем!», "Вот как мы живём!" «Наши выпускники», Наши выпускники «Паровозик Жизни»,Паровозик жизни «Безопасность» - где мы информируем родителей по профилактики пожарной, дорожной, информационной безопасности.

Лестничные пролеты оформлены фотогалерея и интересные высказывания известных людей по воспитанию детей, которые постоянно меняются. Передвигаясь в этом пространстве, создается впечатление сюжета сказочной истории, участником которой становишься сам. Лестничный пролёт "Умка"выставка группы "Смешарики" - "Сквер наших работ" Здесь есть зона для ежедневной экспозиции детских творческих работ. Она представлена на перилах лестницы, на котором вырастают рисунки. Выставка рисунков

Результаты реализации практики.

- Организовано гибкое и трансформируемое пространство в дошкольном учреждении, среда насыщена и вариативна, каждый ребенок может организовать свою деятельность для реализации замысла. Детьми используются как дидактические материалы (игры, заготовки, сюжетные картинки) находящиеся в свободном доступе, так и изготовленные ими рисунки, поделки, аппликации.

- Дети ОВЗ, посещающие дошкольное учреждение, так же включены в деятельность с использованием "Живых стен", данная форма используется и воспитателями и специалистами дошкольного учреждения:педагогом - психологом, учителем - логопедом - для организации дидактических игр, игр на снижение эмоционального напряжения, коррекционной и развивающей работы. Педагоги отмечают, что деятельность, освоенная детьми в специально организованных занятиях переносится ими в свободную игровую деятельность.

- Создание информативной и интересной предметно - развивающей интерактивной среды, повысило заинтересованность родителей. Согласно результатов проведенного анализа, посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий за три года постепенно повысилась с 50% на 90%. Удовлетворенность родителей условиями (образовательными и по обеспечению присмотра и ухода) составляет на момент последнего опроса 98%.

- У детей формируется познавательный интерес, инициативность, развиваются творческие способности, формируется эффективная коммуникация, они инициативны, умеют организовать себя, формируется произвольность поведения.

- У воспитателей расширились возможности использования различных форм при организации непосредственно - образовательной деятельности. Формируется успешность по организации проектной и исследовательской деятельности, так как при помощи "Живых стен" очень легко разворачивать работу над такими проектами как "Животные нашего края", "Наш поселок", "Профессии наших родителей", "Богатства земли сибирской". Дети охотно дополняют иллюстративный материал, родители так же включаются в данную работу, так как наглядно видят презентацию и хода реализации проектов, и его результат (продукт).

Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

1. Анализ использования воспитателями "Живых стен": сменяемость информации, частота обновления продуктов творческой деятельности детей, наличие пополняемых материалов на модулях и панно в соответствии с реализуемыми проектами и темами.

2. Наблюдения за детьми в ходе специально организованной образовательной деятельности и в свободное время, использование детьми возможностей "Живых стен", проявление инициативности при их наполнении и трансформации, осуществлении коммуникации при совместной деятельности. Включенности детей ОВЗ в различную деятельность, которую можно организовать при помощи данной формы организации предметно - развивающей среды.

3. Изучение результатов анкетирования родителей по вопросам удовлетворенности образовательным процессом и условиями пребывания детей в ДОУ. Анализ включенности родителей в мероприятия детского сада.

4. Проведение диагностики и обработка результатов с выявлением динамики индивидуального развития детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. С помощью удобного компактного инструментария педагогического наблюдения развития детей 3 -7 лет, которую разработал Федеральный институт развития образования РАНХиГС, мы оперативно фиксируем, интерпретируем и используем результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса. Наглядно определяем место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития; можем увидеть отставания и опережения детей, основные достижения ребенка, используя простой и доступный язык наблюдения, при всём этом осуществить гибкое проектирование образовательного процесса.

Проблемы, трудности в реализации практики

Не желание воспитателей размещать на общедоступных местах рисунки, аппликации и поделки детей, которые по их мнению не совсем эстетично и красиво выглядели. При реализации проектной деятельности, так же воспитатели старались сделать продукт, полученный в результате реализации проекта "красивым", при этом не учитывая интересы детей. В ходе работы с педагогическим коллективом данный вопрос был полностью снят.

Рекомендации тем, кого заинтересовала практика ( практические советы).

1. Не бояться, что ничего не получится. "Живые стены" интересный, трансформируемый вид организации предметно - развивающей среды, можно начать с одной группы и постепенно расширить охват на весь детский сад. Объем использования данной технологии образовательная организация выбирает сама.

2. При организации работы с "Живыми стенами" необходимо составить с детьми и проговорить правила: Правила организации деятельности: совместной, индивидуальной. Правила при размещении ими рисунков, панно, аппликаций на организуемых выставках. Правила использования дидактического материала. Правила выстраивания коммуникации.

Готовы обеспечить:

  • консультационное сопровождение
  • провести вебинар/семинар/мастер-класс