Музейное пространство "Русская изба" в дошкольном образовательном учреждении.

Название практики:Музейное пространство "Русская изба" в дошкольном образовательном учреждении.
Тип практики: педагогическая практик
Ключевые слова: Традиции, музей, обычаи, история, Родина, патриотическое воспитание, русская изба, развитие.
Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

romaschka241.caduk.ru/magicpage.html?page=109795

disk.yandex.ru/d/1_ojn6IrV7nyIg

Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Петрова Евгения Андреевна, заведующий МБДОУ Рыбинский детский сад "Ромашка"

Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

+7(39141)32339
dsromaschka@ro.ru
+79233492866
Потапова Юлия Сергеевна
  • воспитанники
  • родители
  • воспитатели
уровень образовательной организации

Одним из важных компонентов организации работы по нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, является знакомство ребенка с культурой и историей своего народа. Воспитание духовной и нравственной личности, испытывающей гордость за свою Родину, свой народ, возможно только через включение его в активное и осознанное познание исторической культуры предков. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми и календарными праздниками, предметами народно-прикладного искусства, особенностями быта, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, расширяет кругозор и вызывает стойкий познавательный интерес. Вся эта деятельность нацелена, прежде всего, на воспитание уважения и гордости за землю, на которой живешь. С любви к своей малой Родине, к своим истокам и начинается патриотизм.

Как донести до детей красоту и нравственность исконно-русских традиций, как помочь узнать, как раньше жили люди в родном селе? Как работали, как отдыхали? Как обустраивали и украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Как распределялись трудовые обязанности в семье?

Как помочь детям, да и многим современным родителям, узнать и уловить смысл пословиц, поговорок, потешек, загадок, попевок и народных игр, если многие предметы быта и слова, их обозначающие, давно вышли из обихода. Например, как можно объяснить смысл загадки: «Цветное коромысло над рекой повисло» - если ребенок не знает, что такое коромысло, на что оно похоже, какое сходство имеет с радугой? Конечно, существует множество видеоматериалов, иллюстрированных книг, но дети лучше воспринимают тот материал, который они могут взять в руки, рассмотреть, с которым могут взаимодействовать.

На помощь нам приходят музеи и имеющиеся в них предметы быта. При этом музейное пространство позволяет воспроизвести атмосферу быта русского народа. Музейное пространство «Русская изба», организованное на базе дошкольного учреждения, позволяет в прямом смысле познакомиться с особенностями быта. И в первую очередь оно отличается от больших музейных пространств тем, что со всеми экспонатами можно и нужно взаимодействовать, их можно взять в руки, потрогать, рассмотреть, использовать в игровых сюжетах и замыслах.

Цель нашего проекта:

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на основе культурных традиций своего народа».

Задачи, направленные на достижение поставленной цели:

1. Познакомить детей с предметами быта, интерьером, одеждой наших предков, особенностями организации быта.

2. Расширить представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в игровой и творческой деятельности.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям, таким как: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие, уважение, почитание и уважение к старшему поколению.

5. Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, расширяя их представления о народных традициях, обычаях, обрядах и способах передачи этих знаний своим детям через организацию различных видов совместной деятельности.

Наш детский сад является малокомплектным, на данный момент в нем функционирует одна разновозрастная группа, что позволяет нам воссоздать атмосферу большой семьи и традиции, какие были в семьях в старину. В старину в больших семьях люди уважали друг друга, младшие - почтительно относились к старшим, старшие - заботились о младших, у каждого были свои поручения по дому. Эта особенность и стала для нас одним из базовых принципов организации образовательного процесса. Так как наиболее доступным и интересным является изучение истории своего народа через практическую деятельность, нами оформлено музейное пространство под названием «Русская изба».

Пространство музея позволяет нам доносить до детей традиции наших предков, как была обустроена изба, что в ней было главное (вся жизнь строилась вокруг печки), показать предметы быта, изучить историю предметов. Дети непросто приходят в музей на экскурсию, здесь проходит игровая, творческая и досуговая деятельность. Музейная комната является территорией, свободной для посещения детей.

В пространстве музея проходят музыкальные занятия, деятельность по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ИЗО. Музыкальные занятия приобретают для детей особое значение, если они надевают костюмы или элементы народных костюмов, играют на народных музыкальных инструментах, разучивают и исполняют народный танец. Колыбельная песня воспринимается и исполняется совсем по-другому, если дети исполняют её покачивая куклу – малыша в люльке.

Особенность нашего музея - его мобильность и интерактивность. Экспонаты музея не только можно, но и нужно трогать, брать в руки, организовывать деятельность с ними. Дети тактильно взаимодействуют с экспонатами. Все экспонаты музея не только находятся в данном помещении, но и перемещаются в группу, в музыкальный зал, на уличные веранды, в зависимости от той деятельности, которая запланирована.

В процессе взаимодействия с родителями решаем задачи повышения родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Создаем условия для активного и инициативного включение родителей в деятельность по обогащению музейной комнаты, организации деятельности с детьми.

Определяем ряд направлений организации работы с родителями: просветительская работа и пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Родители не только активно участвуют в различных мероприятиях, включаются в игровую и досуговую деятельность (поют с детьми русские – народные песни, играют в народные игры, исполняют роли, но и участвуют в пополнении экспонатов музея, помогают изучать историю наших экспонатов. Многие экспонаты музея очень тяжелые для детей, им сложно организовать с ними деятельность и родители нашли выход.

Например чугунок достаточно тяжелый и они изготовили из папье-маше набор разных чугунков. Дети могут рассмотреть, потрогать, оценить вес настоящих чугунков, а взаимодействовать, играть будут уже с легкими макетами, изготовленными в натуральную величину. В нашем музее имеются в наличии настоящие ухваты (рогачи) в достаточном количестве, к одному из них родители сделали ручку по росту детей и они могут в игровой деятельности выполнять действия, например, ставить в наш макет русской печи облегченный чугунок. Сделали облегченную лопату для хлеба – «садник» по росту воспитанников. Дети могут изучать предметы в настоящую величину, а взаимодействовать с их мини – версиями. Родители сами с удовольствием участвуют в мероприятиях в музее совместно с детьми. Реализуют мини – проекты по изучению с детьми истории предметов, таких как утюг (от рубеля до парогенератора), Как стирали на Руси?, Что такое дровенки?

Ключевым положительным условием реализации практики является наличие богатой истории села Рыбное, на территории которого и располагается наш детский сад и наличие огромного систематизированного количества экспонатов нашего музея.

Календарно - тематическое планирование включает в себя ключевые мероприятия и опирается на комплекс разнообразных форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Согласно плану мы проводим ознакомление детей с природой, с особенностями организации быта и промыслами сибиряков – односельчан, с особенным Ангарским говором. Изучаем историю с.Рыбного в доступной для детей форме. Совместно с родителями организуем проведение традиционных праздников: «Яблочный спас», «Колядки», «Праздник урожая», «Масленница».

Основными методами являются:

- наглядный: рассматривание картин, презентаций, мультфильмов, рассматривание и формирование тематических альбомов.

- словесный: беседы; разучивание фольклорных песен, загадок, попевок; чтение сказок, стихов, рассказов.

- практический: лепка из глины, различные виды аппликаций, художественное творчество; организация театрализованной деятельности.

Основные формы работы:

- проведение тематических интегрированные занятий в музейном пространстве «Русская изба»;

- организация тематических экскурсий, при этом в роли экскурсоводов могут выступать дети или родители;

- календарные фольклорные праздники;

- образовательная деятельность с элементами игры.

- самостоятельная деятельность детей.

В 2023 году наше село праздновало свой юбилей - 395 лет. Где мы так же приняли участие, представив свою «Русскую избу» в виде интерактивной локации. Музейные экспонаты выходят за рамки дошкольного учреждения, дети видят, какой интерес они представляют для родителей, односельчан и гостей села, что вызывает гордость за то, что эти предметы, такие интересные и ценные «проживают» в детском саду.


- Дети, родители и педагоги получают расширенные знания об особенностях организации быта, традициях и обычаях своего народа.

- Формирование у детей и родителей познавательного интереса к русским традициям, фольклору и промыслам.

- Обогащение активного словаря, расширение словарного запаса

- Применение детьми полученных знаний в разных видах организованной и свободной детской деятельности;

- Повышение активности родителей при организации досуговой и образовательной деятельности, включенность родителей в реализацию мероприятий проекта.

- Участие родителей в образовательных событиях, в том числе через реализацию мини – проектов (исследовательских)

- Обогащение предметно – развивающей среды дошкольного учреждения.

Кроме того, учитывая что группа разновозрастная, у детей формируется ответственность за младших, старшие помогают младшим, оберегают, помогают, объясняют способы действия. Младшие дети тянутся за старшими, перенимают способы действий. При организации деятельности в музейном пространстве дети распределяют роли в зависимости от возраста и возможностей. Старшие дети выполняют роли хозяина и хозяйки, распределяют «обязанности», младшие, обычно исполняют роли детей и действия, которые выполняли младшие в крестьянских семьях: нянчат малышей, прибираются в избе и.т.д. Формируется позитивное отношение к труду.

Через участие в мероприятиях, у детей формируются духовно-нравственные ценности: уважение к своей нации, уважение и почитание старших, забота о младших, воспитываются чувства патриотизма, любви к Родине. Родители становятся активными участниками мероприятий проекта.

- игровые тестовые задания, включающие вопросы по материалам практики;

- беседы с детьми;

- наблюдение за свободной и организованной деятельностью детей;

- анализ продуктов деятельности детей;

- анкетирование родителей;

- организация мероприятий в формате викторин и квестов, что позволяет оценивать глубину полученных знаний.

Всегда сложно создавать условия для самостоятельной деятельности детей в музейном пространстве, организовывать деятельность так, чтобы игра была не шаблонизирована, а отражала инициативу детей, разворачивание сюжета

Наладить взаимодействие с родителями, заинтересовать их совместной деятельностью. При организации работы с детьми, ведущую роль отводить деятельностному подходу.

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я научусь. Это же относится и к организации работы с родителями.

  • консультационное сопровождение
  • провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.

Практика была представлена в рамках проекта Центра дошкольного образования КИРО "Музеи Енисейской Сибири - детям". Направление "Музеи Енисейской Сибири. Памятники архитектуры".

https://vk.com/wall-222095621_794

https://vk.com/public222095621?w=wall-222095621_727

3 место за реализацию регионального проекта"Музеи Енисейской Сибири - детям" в направлении "Музеи Енисейской Сибири. Памятники архитектуры"

*Практика рекомендована в сборник методических материалов лучших ценностно-ориентированных воспитательных практик в дошкольном образовании Красноярского края "Воспитание маленького человека большой страны" (часть 2)