Лего – лаборатория, как средство формирования знаний по региональному компоненту
- clck.ru/33Q3zW
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-intelektualnaja-igra-chto-gde-kogda-fyemp-s-lego-konstruktorom-starshaja-grupa.html
- https://disk.yandex.ru/i/kaxIVnJxzmtkyw
- дошкольное образование
- воспитанники
- родители
- воспитатели
- педагоги дополнительного образования
- методисты
Цель: создание условий для сформированности у детей знаний о своей малой родине в продуктивных видах деятельности по средствам деятельности в лего – лаборатории. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Для педагога: - организовать предметно – пространственную среду для сформированности знаний у детей по региональному компоненту посредством лего – конструирования; - развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел.
Для родителей: - участвовать в совместных мероприятиях по региональному компоненту со своими детьми посредством конструктивной деятельности;
Для детей: - узнать особенности своей малой родины через продуктивные виды деятельности посредством использования конструктора лего.
Данная практика реализуется по основному принципу: "Накапливаются те знания, которые приобретены с интересом". Например, как доступно и интересно объяснить ребенку дошкольного возраста о том, как расположены полезные ископаемые под землей? Что такое карьер? На эти и многие другие вопросы доступно и интересно дает возможность объяснить лего – конструктор и конструктивная деятельность в лего - лаборатории. Применяя деятельностный метод, дети свой опыт могут воплотить в жизнь. Конструктивная деятельность делает жизнь ребенка наиболее насыщенной и интересной, развивает интеллект, пространственное мышление, дает ему в руки новый инструмент познания мира, создает в дошкольном учреждении условия для положительной социальной ситуации развития каждого ребенка, - все это мы объединили в лего – лабораторию.
В процессе создания конструктивно – образовательного пространства выделили следующие средства: художественные, социально – средовые, деятельностные. Художественные средства – фотографии, фотоальбомы, открытки, печатные издания, художественная литература о природе родного поселка, схемы. Социально – средовые средства - включают в себя семейную среду (обычаи, традиции), среда группы – лего - выставки, лего - макеты достопримечательностей п. Мотыгино. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности.
Применяются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа со схемами);
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих, технических моделей);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Деятельность детей в лего - лаборатории включает:
- собственную деятельность детей, то есть различные виды конструктивно – творческой деятельности, размещение предметов, изобретательство; - совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов; - экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения, деятельность с изобретенной по собственному замыслу лего – конструкцией.
В лего – лаборатории используются различные виды конструирования: по схеме, по условиям, по картине, мозаичная технология, по собственному замыслу.
Данная практика была представлена на краевом профессиональном конкурсе «Воспитатель года Красноярского края - 2022» и вошла в 20 лучших.
В ходе реализации практики у детей формируется: активный интерес, первичные представления о своей малой родине, конструктивной деятельности и техническому творчеству; дети овладеют умением: ставить технические задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел. У них развивается логическое инженерное мышление и изобретательский интеллект.
В сентябре, январе, мае проводится мониторинг конструктивной деятельности и технического творчества детей старшего дошкольного возраста. Разработана мониторинговая карта и инструментарий сбора информации. Данная мониторинговая система позволяет выявить дефициты либо динаимку развития дошкольников в данном направлении, а также спланировать направления развития.
Не достаточная материально - техническая оснащенность. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов для работы в данном направлении. Три педагога прошли курсовую подготовку по темам: "Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО" , "Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации", "Конструируем сегодня - отличники завтра: пропедевтика инженерного образования в детском саду"