Формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности через организацию совместной деятельности детского сада и пожарной части на правах социального партнерства.

Название практики: Формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности через организацию совместной деятельности детского сада и пожарной части на правах социального партнерства.
Тип практики: педагогическая практика
Ключевые слова: Пожарная безопасность, система работы, сотрудничество, социальные партнеры, взаимодействие, открытость.
Сарычева Лариса Геннадьевна-заместитель заведующей по УМР МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"
Зябко Н.А.-инструктор по противопожарной профилактике ПЧ № 261 п.Раздолинск, Мотыгинского района https://vk.com/ph261, Кучерявых К.А.-старший воспитатель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка", Виноградова И.А. воспитатель МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"
Описание и характеристика практики:

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста остаётся одной из приоритетных задач, стоящих перед системой дошкольного образования. У детей дошкольного возраста, в силу психофизических особенностей, наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать последствия своих действий, умение адекватно реагировать на опасную ситуацию.

Необходимо регулярно знакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знания­ми, сформировать их основу, фундамент с учетом возраста. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно: поверхностно, ошибочно, и лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть, если ребенок посещает дошкольную образовательную организацию, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками. Индивидуализация образования обеспечивается через поддержку естественной активности ребенка в ходе освоения им окружающего социального и природного мира. Накопление ребенком знаний, развитие компетентности это результат проявленной им активности, возникающей под влиянием интереса и увлеченности. Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому организация совместной деятельности дошкольной образовательной организации с пожарной частью, основанной на принципах социального партнерства, привлечение к активному взаимодействию родителей (законных представителей) воспитанников, как нельзя лучше отражает подход к организации воспитания детей как стратегического приоритета, требующего объединения усилий различных социальных институтов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Присвоение детьми духовно-нравственных, социокультурных ценностей, а также общественных правил и норм поведения осуществляется во всех образовательных областях, в различных формах образовательной деятельности.

Систематизированная организация работы по формированию у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности служит не только решению задач обучения воспитанников правилам поведения, способствующих предупреждению пожароопасных ситуаций и поведению во время возникновения пожара, но и целям обеспечения гармоничного развития личности и создания условий для позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества, а также регионального и местного сообществ. К их числу относятся: ценности Родины, человека, семьи, дружбы, знания, здоровья, труда, природы, культуры и красоты.

Усваивая в различной деятельности правила, способствующие профилактике пожароопасных ситуаций, дети присваивают содержание таких понятий как:

  • ценность сохранения окружающей среды, природы родного края, зданий, носящих культурную и историческую ценность (в пожарах, зачастую происходящих по вине человека, гибнут леса и животные, безвозвратно теряются исторические здания с уникальными предметами быта);
  • ценность профессии пожарных, героизм, взаимовыручка, самопожертвование, профессионализм и другие качества личности, присущие представителям данной профессии (в ходе организованных мероприятий воспитанники знакомятся с профессией пожарных, узнают особенности труда других профессий, связанных с предупреждением и тушением пожаров) ;
  • ценность человеческой жизни и здоровья, так как люди могут стать жертвами пожара и данную ситуацию возможно предотвратить, соблюдая простые правила;
  • ценность знаний, так как воспитанники усваивают, что именно овладение знаниями о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при возникновении пожаров помогают избежать тяжелых последствий.

Организация деятельности по данному направлению в МБДОУ Раздолинском детском саду "Умка" началась в 2017 году и постепенно выстроилась в систему, которая продолжает трансформироваться и развиваться.

  • дошкольное образование
  • обучающиеся
  • воспитанники
  • родители
  • воспитатели
  • методисты
  • администрация
  • представители общественности

уровень образовательной организации

В практике воспитания детей в семье и дошкольном учреждении часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих детей. Естественная тяга детей к огню не должна ускользать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать детям о силе огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если не­умело и неосторожно обращаться с ним. За годы развития научно-технического прогресса в промышленности, в строительстве, в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью химии и физики, что способствует тому, что вероятность возникновения пожаров неизмеримо выросла. К сожалению, не только дети, но и взрослые зачастую имеют весьма смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих их. В большинстве случаев люди, а особенно дети, гибнут на пожарах не от высокой температуры, а от выделяемого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать взрослых людей и детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко.

Суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем, освоить простейшие правила поведения во время возникновения пожара. Это даст возможность избежать возникновения мно­гих пожаров от детской шалости, снизить опасность гибели в пожаре детей и взрослых. Эффективность данной работы повышается через выстраивания системы мер и мероприятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, с вовлечением ресурса дошкольной образовательной организации, пожарной части №261, родителей воспитанников, команды дружины юных пожарных (ДЮП) «Агенты 101» МБОУ Раздолинская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.Тюменцева.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения через организацию сотрудничества с социальным партнером ПЧ-261 п.Раздолинска.

Задачи:

  • разработать локально - нормативную базу, регламентирующую организацию совместной деятельности МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка" и ПЧ №261 п.Раздолинск, Мотыгинского района, направленной на формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности;
  • вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность через организованные мероприятия, акции, досуги по формированию основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов и родителей в области обучения дошкольников правилам пожарной безопасности, через организацию системы консультаций и информационных блоков, размещенных на официальном сайте детского сада и в официальных группах в социальных сетях ("Одноклассники", "ВКонтакте");
  • формировать у воспитанников осознанного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности через вовлечение в различные виды деятельности, в том числе направленных на индивидуализацию образовательного процесса;
  • формировать активную жизненную позицию у воспитанников, проявляющуюся в процессе решения проблем организации пожарной безопасности на территории детского сада и поселка в специально организованных проблемных, поисковых и игровых ситуациях.

Конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образования. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Дошкольное образование, ориентируются на социальное партнерство как на инструмент, с помощью которого представители различных организаций-партнеров, имеющие равную заинтересованность, организуют совместную образовательную и воспитательную деятельность. При грамотном планировании и организации взаимодействия детского сада и социальных партнеров создаются условия для самореализации дошкольников и педагогов, повышается качество дошкольного образования. Ребенок учится выстраивать коммуникацию не только с узким кругом специалистов детского сада, но и с инструктором по противопожарной профилактике, пожарными, диспетчерами пожарной части, "людьми в форме", формируется базовое доверие к службам, отвечающим за обеспечение пожарной безопасности, уважение к данной профессии, формируется устойчивый познавательный интерес, который переносится с данного направления деятельности во все сферы деятельности детей - дошкольников. Таким образом создается детско-взрослое сообщество, кооперация, в котором формируется личностно - развивающий характер взаимодействия, формируется личность. При этом многообразие используемых форм работы, создание предметно-развивающей среды способствует не только развитию познавательного интереса, но и служит индивидуализации образовательного поцесса, дети имеют возможность выбирать, в каких мероприятиях им участвовать. Дидактические игры, атрибуты для организации сюжетной игры находятся в свободном доступе.

При реализации практики, мы ориентируемся на основные принципы:

  • всестороннее развитие каждого ребенка;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение и принятие личности ребенка, ориентация на зону ближайшего развития ребенка;
  • принцип возрастного соответствия, выражающейся как в содержании предлагаемого материала, так и при организации деятельности в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Мы можем бесконечно рассказывать детям о безопасном поведении, но вряд ли они запомнят и хорошо усвоят наши наставления. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи. Более подробно остановимся на игровом поле "Пожарная безопасность", которое представляет собой большую напольную игру с 30 картинками в квадратах. Игра с полем

Правила игры простые: игрок бросает куб, потом начинает передвигаться по полю в соответствии с выпавшими на кубе точками. Ребенок-игрок с помощью инструктора по пожарной безопасности изучает правила по направлениям:

-первое направление, где он знакомится с действиями во время пожара "Не прячься-на улицу выбегай"; как можно быстрее сообщи взрослому(соседу, родственнику) о пожаре по телефону 1-01 или 112 или "Дыши через влажную ткань" во время задымления;

-второе направление - для чего нужны средства пожаротушения, какие есть средства и чем можно потушить пожар;

-третье направление - изучение знаков (запрещающих и разрешающих), что можно тушить водой, а что нельзя; как пользоваться электричеством.

В нашем детском саду с правилами пожарной безопасности детей мы начинаем с 3 лет.

В этом возрасте мы проводим серию ознакомительным мероприятий, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дошкольники в этом возрасте учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться.

Позже, с 4-5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий (зажженная спичка может привести к пожару).

До 6 лет дети понимают, что нельзя трогать пожароопасные предметы; при пожаре необходимо уведомить родителей, соседей, воспитателя; оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во всем и стараться вести себя спокойно.

В 7-8 лет детям рассказываем о правилах, когда они остаются без присмотра взрослых - как можно потушить небольшой огонь, попробовать его затушить, набросив плотную ткань; скорее позвони по номеру.

https://ok.ru/mbdourazdo/topic/153069875116912

https://ok.ru/mbdourazdo/topic/152350143626096

https://dsumka.ru/news/16487.html

https://dsumka.ru/news/16417.html

Пожарная безопасность для дошкольников Мотыгинского района

Основные формы работы с детьми:

- ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;

- исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения);

- игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодельные, а также через игровое поле);

- экскурсии в пожарную часть, встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;

- игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги, театральные постановки:

А лисички взяли спички…,

Сохраним дом от огня!

-организация тематических конкурсов поделок и рисунков,

эвакуации, которые проводим два раза в год

https://ok.ru/mbdourazdo/topic/154943275744112,

https://ok.ru/mbdourazdo/topic/153963116641136

Родители - первые воспитатели детей. Они выступают как заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему (Себастьян Брант)". Мы проводим работу по разъяснению им актуальности и важности проблемы формирования у детей основ безопасного поведения в семье.

Привлекаем к практическим мероприятиям, способствующим повышению образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначаем круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.

Учим воспринимать информацию, которую дети доводят дома до родителей и работать с этой информацией. После проведенных занятий дети могут делать родителям замечания, предлагать поучаствовать в планируемых акциях и мероприятиях, задавать вопросы, просить рассказать о каких - то примерах (найти информацию в книгах, интернете).

Формы работы с родителями:

- родительские собрания с участием инспектора пожарной охраны;

- информирование родителей в родительском уголке, через социальные сети и сайт ДОУ;

-совместные творческие проекты

Проект рисунков "Международный день спички!",

" Проект детско-родительский "День рождения огнетушителя!";

-участие в акциях Немой крик – мы против пожаров!, театральных постановках;

-создание игр, атрибутов,

-совместные развлечения, спортивные мероприятия

https://ok.ru/mbdourazdo/topic/151230098258800,По законам мужества!

- размещение информационных материалов в уголках для родителей, буклетах, листовках, памятках, на информационных ресурсах (сайте дошкольного учреждения, официальных страницах в социальных сетях "Одноклассники" "ВКонтакте";

- анкетирование родителей.

Педагоги являются основными участниками организации деятельности по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности, поэтому и они нуждаются в методической и организационной поддержке.

- обучающие занятия, проводятся при участии инструктора по противопожарной профилактике ПЧ №261

Обучающие занятия по пожарной безопасности с сотрудниками детского сада

- отработка планов эвакуации как с воспитанниками, так и без участия воспитанников;

- реализация проектов и обсуждение результативности их реализации.

- включение вопросов по обсуждению вопросов по организации работы по формированию основ пожарной безопасности в повестку заседания педагогического совета, совещаний в форме «круглого стола»;

- анализ успешности осуществления совместной деятельности с инструктором по противопожарной профилактики ПЧ №261;

- формирование методической копилки, материалы которой содержат информацию по организации деятельности с детьми и родителями по формированию основ пожарной безопасности;

- проведение мероприятий для педагогов ДОУ в форме" Брейн - ринга", направленных как на актуализацию знаний по формированию основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, так и решение ситуационных задач по собственным действиям при возникновении пожароопасных ситуаций и пожара, кейсов по организации работы с родителями и воспитанниками.

Формы работы с социальными партнерами:

- Организация совместных мероприятий со школьной командой Дружины Юных Пожарных "Агенты - 101" (беседы, совместные игровые программы, проведение обучающимися школы дидактических игр для воспитанников детского сада).

Работа ДЮП

- проведение мероприятий инструктором по противопожарной профилактики ПЧ №261 Зябко Н.А.. в соответствии с утвержденным планом.

- совместный анализ эффективности проведенных мероприятий.

В век информатизационных технологий, возможности использования средств цифровизации, актуальным становится применение обучающих видео, презентаций и игр для организации работы со всеми участниками образовательных отношений.

1. Расширяются формы работы с ПЧ №261, само взаимодействие (социальное партнерство) выстраивается в правовом поле и регламентируется утвержденными обеими сторонами нормативными локальными актами.

2. У детей формируются основы пожарной безопасности:

- дети знают, как вести себя при задымленности в помещении и возникновении открытого огня.

- Знают номера телефонов пожарных и других экстренных служб.

- Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

3. У детей формируются личностные качества и познавательная активность.

- повышается уровень коммуникации, развивается связная и доказательная речь, дети учатся выстраивать продуктивную коммуникацию не только с воспитателями и детьми группы, но и с представителями пожарной части, обучающимися школьной команды ДЮП.

- воспитанники осваивают активную позицию при проведении акций и мероприятий, направленных на профилактику пожаров в дошкольном учреждении и в поселке и привлекают к ним родителей.

- дети умеют организовать собственную деятельность в группе, используя дидактические игры, атрибуты для сюжетной и сюжетно - ролевой игры, у них формируется познавательный интерес, который успешно переносится на другие формы детской активности.

- через многократное использование игровых, проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора, оценки содержания художественных произведений, дети учатся оценивать последствия своих поступков и действий окружающих , у них развивается нравственные и волевые качества.

4. Родители включаются в мероприятия уже не только как зрители, но и как участники, получают знания в вопросах организации деятельности с детьми по формированию у детей основ пожарной безопасности в семье. Эти навыки (общения с детьми, организация совместной деятельности) у них могут быть применены и в организации другой деятельности. Повышается процент участия родителей в проводимых мероприятиях. Родители охотно откликаются на предложения воспитателей и инструктора по противопожарной профилактики изготовить атрибуты, принять участие в мероприятии, посетить родительское собрание по теме, заполнить формы анкеты или оценить работу детского сада.

5. Педагогические работники приобретают и отрабатывают навыки по предупреждению пожара и поведению во время возникновения опасной ситуации и ситуации пожара. Апробируют новые формы организации работы с родителями по привлечению их к совместной деятельности по формированию основ пожарной безопасности у детей. Овладевают навыками эффективной коммуникации, так как им необходимо организовать совместную деятельность не только с педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками, но и с представителями ПЧ № 261.

Детский сад вполне может считаться социокультурным комплексом поселка, района, где формы работы с детьми, родителями, социальными партнерами и жителями поселка являются актуальными и востребованными социумом, родителями. Это служит становлению конкурентоспособности образовательного учреждения и обеспечивает устойчивый уровень качества образования. Мы разрушаем стереотип, что работа строиться только на взаимодействии с семьей воспитанников. У педагогов, детей и родителей появился стимул к сотрудничеству, желание видеть мир вокруг себя, участвовать в жизни поселка, улучшать его. Родители и дети проводят акции "Не мусори", "Убери", где объясняют жителям посёлка о правилах пожарной безопасности. Активная позиция нас всех влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Об этом всём свидетельствует статистика по нашему поселку о снижении количества пожаров: в 2021 году зарегистрировано 17 пожаров, в жилом секторе 9 пожаров; в 2022 году пожаров - 7 (4-жилой сектор: дома, квартиры, надворные постройки, гаражи; 1-производственные объекты; 1-транспортные средства; 1-горение мусора, бесхозные строения). За то время, которое реализуется данная практика, на территории нашего поселка не было выявлено ни одного случая возникновения пожара по вине детей.

Анкетирование родителей, воспитателей, направленное на выявление проблемных зон при организации работы по формированию у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности.

Статистика участия родителей, воспитателей в мероприятиях по противопожарной профилактике, оценка динамики участия.

Анализ выполнения мероприятий, утвержденных в рамках социального партнерства с ПЧ № 261.

При организации педагогической диагностики, используется наблюдение педагога за детьми при организации ими самостоятельной деятельности, игровых моментов, НОД. Оценка поведения детей при созданной проблемной или диагностической ситуации.

Используются беседа, диагностические задания, исследование продуктов деятельности. Оценивается поведение детей при выполнении групповых проектов.

Родители активно включились в сотрудничество и взаимодействие как участники, но при этом не проявляют инициативу.

Использовать потенциал организации социального партнерства при организации деятельности по формированию основ пожарной безопасности, планировать совместную деятельность, позволяя профессионалам организованно проводить мероприятия с дошкольниками, помогая им использовать приёмы и методы, наиболее подходящие для организации занятий с дошкольниками. При подобном взаимодействии происходит актуализация воспитательного потенциала в системе нашего ДОУ через продуктивное общение педагогического сообщества и семьи, социальных партнеров. Работа дошкольного учреждения по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности должна реализовывать комплексный подход, и при этом формирует у детей познавательную активность, любознательность и положительные личностные качества, которые так - же проявляются и в иных направлениях организации деятельности детей в ДОУ. Это направление несет в себе огромный потенциал и обогащает содержание воспитательно-образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении.
  • консультационное сопровождение
  • провести вебинар/семинар/мастер-класс.
  •